Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 19.11.2024, 06:35

Официальный сайт детского сада "Ромашка"

Меню сайта

Категории раздела
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 164

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Категории раздела

Страничка учителя-логопеда

 

Иванова Татьяна Владимировна -
учитель - логопед первой квалификационной категории
Образование: Высшее
Специальность по диплому: преподаватель русского языка и литературы, учитель-логопед
Год прохождения КПК по ИКТ: 2014 г.
Год прохождения КПК в соответствии с ФГОС: 2014 г.
Общий стаж работы - 32 года
Стаж работы по специальности – 27 лет
2007 г. - Благодарственное письмо Саратовской областной Думы
2011 г. - Почетная грамота администрации Советского муниципального района Саратовской области
2014 г. - Почетная грамота управления образования Советского муниципального района

Шпаргалка для воспитателей

Следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение – это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв – десять: А, У, О, И, Э, Ы, Я, Ю, Е, Ё.
  • Шесть гласных букв – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы – Я, Ю, Е, Ё – йотированные, то есть обозначают два звука: (Я – ЙА, Ю- ЙУ, Е – ЙЭ, Ё –ЙО) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твёрдого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я – А, Ю –У, Е –Э, Ё – О (берёза, мяч).
  • Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко – дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
  • Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, П, Н, Р, С, Т, Ф, Х могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные буквы А, О, У, Э, Ы) и мягкими (если после них стоят гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я).
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом.
  • Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Ортодонтические проблемы

Аномалии развития зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний детского возраста, достигая 80% (30% из них – наследственные, 70 – обусловлены отсутствием массовой профилактики и своевременной диагностики).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ

В развитии зубов можно выделить три основных периода.

Первый период – закладка и образование зубных зачатков.

Второй – их дифференцировка.

Третий – формирование тканей зубов.

Развитие происходит под влиянием дыхания, глотания и сосания. Оно начинается в 6 – 8  недель эмбриональной жизни. При естественном вскармливании сосательный рефлекс способствует формированию челюстей, особенно нижней. Если вскармливание искусственное, у ребенка может закрепиться дефект прикуса. Прикус формируется  с 6 мес. до 3 – 3,5  лет и характеризуется количеством прорезывания, размерами зубов, формой зубных рядов и видом смыкания. Прорезываются сначала нижние, затем – одноименные верхние зубы.

Период подготовки к смене молочных зубов на постоянные зубы продолжается от 4 до 6 лет. В это время наблюдается активный рост челюстных костей.

Прорезывание постоянных зубов начинается в 6 – 8 лет и заканчивается к 20 – 25 годам.

Существует несколько видов физиологического прикуса, для которых характерно нормальное смыкание зубных рядов в боковых участках и передних зубов.

Прикус является физиологическим только тогда, когда созданы условия для нормального функционирования мышц  челюстно – лицевой области, височно – челюстных суставов и пародонта.


                  Самомассаж (скачать)

     Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием    несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений.


  СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ

«Мама и детеныш»

Цель. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры. Ребенок играет в паре со взрослым. Один выполняет роль мамы любого знакомого животного, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши – реагировать на эти действия. Этот своеобразный диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

«Оживи камешки»

Цель. Развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно «оживить», если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а взрослый отгадает с первого раза.

«Сказочные зайцы»

Цель. Развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры. Взрослый вспоминает сказки, в сюжете которых участвуют зайцы. Ребенок рассказывает, какие это зайцы, или воображает, как они себя ведут, не называя данной сказки. Взрослый отгадывает, из какой сказки этот заяц.

Ребенок должен быть знаком со сказками: «Лиса, заяц и петух», «Заяц-хваста», «Сказка про храброго зайца», «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Заяц и еж» и др.

«Колобок»

Цель. Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Описание игры. Взрослый катит ребенку мяч. Это всеми любимый и известный даже самым маленьким Колобок. Ребенок, поймав мяч, должен сказать ему несколько слов или задать вопрос, сопровождая фразу соответствующей мимикой (выражением лица).

Например:

- Ты кто? (Удивление).

- Колобок, я знаю из какой ты сказки! (Радость).

- Колобок, убегай от лисы. (Тревога).

- Колобок, я знаю – ты не придешь ко мне в гости. (Печаль).

«Снежинки»

Цель. Развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры.

Вариант 1. Ребенку дают снежинки,

вырезанные из бумаги, в центе которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.


       СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ НАД ПРАВИЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка.

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос.

В системе русского языка есть звуки, которые произносятся без участия голоса, другие – с голосоподачей.

 

Без участия голоса

С голосоподачей

П – Пь, С – Сь, Ц, К – Кь, Х – Хь, Ш, Щ, Ч, Ф – Фь, Т - Ть

М – Мь, Б – Бь, Й, З – Зь, Г – Гь, Ж,  В – Вь, Д – Дь, Р – Рь, Л – Ль, Н – Нь

 

 

А, Ы, Э, О, У,

Я, И, Е, Ё, Ю

                 Упражнения:

«Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

«Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

«Султанчик», «Сдуй веточку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос – выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

«Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме  проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте  в воду трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит, еще усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем – плечи не поднимать! 


  Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)?   (скачать)        

На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей.

 

 


Логопедический кабинет.

           

           


10 простых советов логопеда родителям
1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.
2. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?».
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т.д.
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё.
7. Если ваш ребёнок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукт) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесёт их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «круглый мяч» и т.д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активи­зировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться, когда он "сам заговорит".
Артикуляционные упражнения
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворе