В детском саду в июле прошел семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему «Песочная терапия».
- воспитатели искали пути повышения эффективности образования в ДОУ. Единодушное решение принято педагогами, что использование образовательных технологий в детском саду приводит к намеченным результатам. Воспитатели привели примеры используемых технологий: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проектные, исследовательские, «ТРИЗ», игровые технологии.
Песочная терапия больше всего показана детям с проблемами (агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников). Использование песочной терапии предпочтительно отдавалось специалистам ДОУ (педагогу психологу, учителю логопеду и , социальному педагогу) они помогали детям справиться с возникающими проблемами. А теперь такую работу предлагалось использовать и воспитатель для развития ребенка. Цель семинара, поставленная старшим воспитателем, способствовала освоению технологии с помощью проведения развивающих игр с песком.
Воспитателям была представлена историческая справка с помощью, которой они познакомились с методом «песочной терапии». Её основателями М. Ловенфельд «Техника построения мира»; теорией Карла Густава Юнга, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного, Дорой Кальфф на основе Юнгианской песочной психотерапии создание свободного и защищенного пространства. Педагоги отметили, что все пять без исключения образовательных областей могут быть использованы для повышения уровня образования детей: (познавательное развитие – объем, вес, деление на части, счет), (речевое развитие - составление предложений, выкладывание букв); (художественно – эстетическое – рисование, конструирование, моделирование); (социально – коммуникативное составление сказок);
В процессе работы были выделены правила, которых педагог должен придерживаться во время работы с детьми: наблюдать за процессом, не вторгаться в мир ребенка без его согласия, не торопить, не задавать вопросов, прислушиваться к чувствам, соблюдать тишину, не мешать создавать картинку.
Перед педагогами ставилась задача по оформлению предметно пространственной среды для оформления и использования песочной терапии в свободной или совместной деятельности в групповой комнате.
Людмила Евгеньевна предложила варианты базовых, мотивационных игр: (Здравствуй песочек, Секрет малыша, Угадайка, Песочный дождь, Пальчиковый поход);
игровых упражнений для исследования песка (поглаживание, погружение, передвижение);
Для рисования по песку и песком во время семинара была создана студия «СЕМИЦВЕТИК» на развитие творческого потенциала, работа начиналась с рисования простых линий в разных направлениях, геометрических фигурок, концентрических форм. Воспитателям были предложены рисунки для заквашивания цветным песком. В завершении семинара педагоги оформили выставку неповторимых работ. Цель семинара была достигнута, и каждый из воспитателей выбрал себе форму организации «песочной терапии» в группе.
Метод не имеет возрастных ограничений и используется в работе с детьми, начиная с 2-х лет. Источником информации для воспитателей могут служить предложенные издания: 1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998г.
2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002г.
4.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006г.
5.Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001г.
6.Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002г.
|