Подготовка
ребенка к школе
предполагает комплексное развитие его интеллектуальной, личностно-эмоциональной
сферы с одновременным достижением определённого уровня физической зрелости.
Однако кратковременные или однократные мероприятия по социальному, эмоционально
– личностному, и физическому развитию не могут дать должного результата. Именно
поэтому зачастую дети приходят в школу не готовые к систематическому обучению.
Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в процесс. Как правило, у них не сформирована
учебно-познавательная мотивация – обучение, усвоение нового не является для них
значимой целью.
Результаты опроса первоклассников показывают, что от школы
ребята ждут в первую очередь возможность приобрести новых друзей, «надеть
красивый рюкзак», «понравиться учительнице», «не спать днём». Детям нравятся
«занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают», «что все вещи
новые», а также новый, более «взрослый» статус – «другие ещё не пошли в школу и
останутся в детском саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие
школы детьми 6 – 7 лет далеко от ожидания их родителей, и по сути своей они по
– прежнему являются дошколятами.
Очень важно, чтобы воспитатель объяснил детям, зачем ходят в
школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадай, что делают только в школе»).
Например, на одной картине нарисована девочка, делающая уроки, на другой два
мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей – стол с книгами и
ящик с игрушками, а между ними – растерянный мальчик. Спросите ребёнка, какая
картинка ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он
выбрал бы сейчас – уроки или игрушки, а что когда пойдёт в школу.
Необходимо
стимулировать познавательные интересы дошкольников, их познавательную
мотивацию. Можно разложить на отдельном столике в группе книги и даже учебники
для первого класса и написать: «Эти
интересные книги мы прочтём в школе». Можно придумать вопросы, которые
наверняка заинтересуют детей: «Почему светят звёзды? Откуда взялись динозавры?
Какие бывают бабочки? Все это вы узнаете в школе». Обстановка на занятиях
должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным,
любые замечания – поддерживающими, конструктивными.
Важно помочь ребёнку разобраться в каждом задании. Прежде
чем требовать выполнения задания, разберите его совместно, предложите
дошкольнику рассказать, что он должен сделать, затем покажите это действие
сами, а ребёнок пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность
приступить к работе.
Научите дошкольника задавать вопросы, если что – то
непонятно, и объяснять, что именно вызывает у него затруднение. Не торопите
ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему сформировать оптимальный темп
деятельности. Ориентироваться стоит не на скорость, а на качество. Старайтесь
избегать слов «неправильно», «не так»: вместо них используйте «давай
внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз».
Оценивая работу,
обязательно отметьте ошибки и объясните, как их нужно исправить. Если
необходимо, предложите повторное задание. При выполнении графических заданий
следите за соблюдением правильной посадки, положением ручки и тетради. В ходе
каждого занятия найдите повод (даже незначительный) для того, чтобы похвалить
ребёнка. Не акцентируйте внимание своего подопечного на неудаче: он должен быть
уверен, что все трудности преодолимы и успех достижим.
В процессе занятий старайтесь не допускать чрезмерного
напряжения, утомления ребёнка, признаками которого являются двигательное
беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания, жалобы на
головную боль, боль в животе, неадекватные реакции и т.п. Паузу в занятиях
нужно сделать сразу, как только ребёнок начал отвлекаться.
Следует помнить, что одной познавательной мотивации для
успешного обучения в школе недостаточно – необходима психологическая
готовность. Простейшую проверку психологической готовности ребёнка к школе
могут провести воспитатель, психолог или сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник:
- заниматься одним делом (необязательно интересным) в
течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания
(например, нарисовать мужчину, а не просто человека, принцессу, робота или что
захочется);
- действовать точно по образцу (например, срисовать простой
рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на
протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради
в клеточку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а
потом самостоятельно, но с той же скоростью);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
(не путать понятия «верх – низ», «над – под», «направо – налево», уметь
рисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «Три клеточки вверх, три
направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т.д.);
- ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше –
позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное»;
- запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его
умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые
в обществе правила поведения, играть в игры с правилами, самому им следовать и
следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребёнок
способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов,
добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чём – то собеседнику или
партнёру.
Взрослым, как педагогам, так и родителям, необходимо
помнить, что независимо от уровня умственного, физического и эмоционального
развития ребёнка важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему
эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к
познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям
социализации.
Заведующая МБДОУ - детский сад "Ромашка" Трошина Т.И.
|