Воспитание гражданственности –
приоритетная общечеловеческая ценность педагога ДОУ
Воспитать гражданина -
значит,
воспитать настоящего
человека
В.А. Сухомлинский
В современных условиях главным социальным и государственным
приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы
государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический
характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности,
уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей
определены Законом РФ «Об образовании».
Гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как
одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно
является динамичным процессом не только приобщения человека к народной,
национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка,
развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности.
Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе
гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания
культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального
субъекта.
Хорошо
известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться
в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка
дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной
культуры, воспитание гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного
возраста включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе
отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию
гражданственности являются:
индивидуализация обучения, включающая в себя
учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
постоянное стимулирование творческой, познавательной
активности;
системность и последовательность воспитания и обучения,
представленная формированием целостного процесса познания
социального мира;
обеспечение психологического комфорта при организации
занятий;
преемственность в организации разнообразных видов деятельности,
способствующих целостному восприятию данного цикла.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного
возраста возможно при решении комплекса задач:
воспитание
у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только
гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Учет интегративного характера гражданственности, позволяет
определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и
обязанности, межнациональная толерантность. Именно этими характеристиками
определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста. Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к
окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие,
находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной
региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к
природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения
к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного
достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к
представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и
другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для
детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные
знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка
«Конвенция о правах ребенка»)
Задачи правового воспитания:
формирование у детей положительного самоощущения;
развитие у детей положительного отношения к окружающим
людям;
приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими
людьми;
развитие коммуникативной компетентности дошкольников и
формирование у них социальных навыков;
формирование правового сознания у детей через ознакомление
их с ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить
в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная
толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением
личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого
таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность,
сдержанность, терпимость.
Немалое
значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее
окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком,
а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и
обязанности.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений,получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,
родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности
детей и взрослых – граждан России и т.д. В
воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям
такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается
у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых,
которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и
направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где
территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических
условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Важной частью работы по воспитанию гражданственности
является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,
которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей,
ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей
с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность,
гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание
иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование,
экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу. Хорошо
известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и
образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом
имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды
деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Проводим интегрированные занятия, например, «Наша
русская природа в искусстве», «Я гражданин России». Составление
толкового словаря нравственных и гражданских понятий также является формой
воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с родителями и педагогом
могут составить толковый словарь, подобрав объяснения этих понятий,
иллюстрации к ним, составить к ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки
и т.д.
Практикуем оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин
России»: ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога
рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье –
кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и
обязанности, какой характер.
Педагогами ДОУ разработана система занятий по воспитанию
гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ,
включающая четыре направления – «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности»,
«Моя семья», «Все мы рядом живем» предусматривающей организацию разнообразной
деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о
Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в
обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к
отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта
участия в общественно полезной деятельности.
К работе привлекались родители дошкольников, что
обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать
жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Задача
ДОУ, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста
успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей
Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование
положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой
потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным
стержнем личности.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.
Воспитанием основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина
Заведующая
ДОУ Трошина Т.И.
|